Искать

Система Orphus

Местом работы выбираю завод!

Кажется, прошла мода на «белые воротнички»… Осознание того, что стране не нужно так много юристов и экономистов, снизошло, наконец, на многие головы. И первыми это поняли родители выпускников. Оказалось, что диплом о высшем образовании – еще не гарантия трудоустройства, тем более, на престижную работу. А таковая в нашем городе по-прежнему есть. Конечно же, речь идет об алюминиевом заводе. И сорок пять лет назад, когда пускались первые корпуса, и сейчас существует очередь из желающих поработать на БрАЗе и, чего греха таить, заработать.

На заводе особых проблем с кадрами никогда не было. Есть некоторая нехватка квалифицированных кадров. Понятно, что технологический процесс на месте не стоит. На смену ломику и шумовке пришло современное оборудование, компьютеры, облегчающие труд металлурга. На предприятии в числе первых в городе поняли: чтобы быть в лидерах, надо заранее позаботиться о будущих кадрах.

В прошлом году в учебных заведениях Братска началась реализация проекта компании РУСАЛ по профориентационному обучению старшеклассников – будущих выпускников. Осенью в пяти школах города прошли обзорные уроки, на которых учащиеся 9 и 11 классов познакомились с промышленными предприятиями города. Организаторы основной упор делали на деятельности алюминиевого завода и его подрядных организаций. Ведь ни для кого не секрет, что за последние годы рабочие профессии утратили престиж и популярность, а динамичное развитие предприятия невозможно без высококлассных специалистов. Поэтому в компании РУСАЛ была разработана программа «Рабочий – это звучит гордо», основными задачами которой являются привлечение внимания общества к людям труда, повышение престижа рабочих специальностей, мотивация молодежи к профессиональному развитию.

В Братске в рамках этой программы алюминиевый завод и индустриально-металлургический техникум (БрИМТ) реализуют совместный проект по профориентации старшеклассников. Инициатива металлургов получила поддержку департамента образования администрации Братска. Газета ранее уже обращалась к этой теме. Прошел почти год, интересно узнать о переменах. Действует ли еще эта программа? Или благие пожелания так и остались на бумаге? В качестве эксперта выступил директор техникума Андрей Колонтай, который год назад наиболее активно отстаивал свою позицию и коллег.

- Андрей Максимович, известно, что недавно на БрАЗ пришел новый руководитель. Мой вопросо преемственности в деле, которое было начато заводом и техникумом год назад. Возможно, в существующую программу по профориентации внесены коррективы или, не дай Бог, она «приказала долго жить»?

- К счастью, этого не случилось! В следующем году нашему образовательному учреждению исполнится 40 лет, и даже в самые трудные для нас годы наше базовое предприятие от нас не открещивалось. Управляющий директор БрАЗа Андрей Юрьевич Волвенкин у нас побывал почти сразу же, как он только приступил к своим обязанностям. Что мне лично импонирует в этой ситуации?  Его визит прошел «не галопом по Европам», а обстоятельно: он проявил заинтересованность  нашей производственно-технической базой,  учебными классами,  охотно и много интересовался мнением ребят. После его визита у меня осталось приятное впечатление, что начатое дело будет не только продолжено, но в программу мы внесем новые моменты, которые, в первую очередь,  пойдут на пользу нашим ребятам. В скором времени алюминиевый завод примет на практику около 100 третьекурсников, в том числе чуть больше 50 будущих электролизников и крановщиков, почти столько же человек – будущих сварщиков и электриков примут подрядные организации БрАЗа. Мы еще раз подтвердили, что у каждого практиканта будет персональный наставник, и что очень важно для нас, предприятие изыщет средства, чтобы материально заинтересовать практиканта -  будущего заводского специалиста. Именно на практике примечают толковых ребят, для которых в будущем, как правило, не бывает проблем в трудоустройстве.

- В техникуме серьезно отнеслись к совместной программе по профориентации. Специалисты БрИМТ проанализировали ее эффективность. Поделитесь, какие сделаны выводы?

- В программе приняли участие учащиеся пяти школ — №№  3, 5, 35, 37 и 46. Самый важный вывод – из этих школ к нам нынче поступило на 26 процентов больше ребят, чем в прошлом учебном году. Они сделали осознанный выбор. Например, девятиклассников из третьей школы нынче у нас стало в два раза больше, в полтора раза увеличилось число ребят, учившихся в школах №№ 5 и 46. Но что для нас очень важно: выросло количество поступивших к нам студентов с высоким уровнем социальной активности, иными словами увлекающихся спортом, музыкой, творчеством, отличившихся в школьных олимпиадах по учебным предметам. Особенно это характерно для выпускников школ №№ 46, 3 и 35. И еще,  о чем нельзя умолчать: если судить по среднему баллу в аттестате, то нынче мы приняли в свои ряды меньше троечников. Но, пожалуй, самый главный вывод таков: наблюдается повышенный интерес к профессиям Братского алюминиевого завода, радует, что возрождается престиж рабочих специальностей.

Металлурги со школьной скамьи

Мне повезло. Возле кабинета физики заметил девятиклассника двадцать четвертой школы Диму Максаева, с которым познакомился весной, когда была экскурсия по техникуму. Помню, как он тогда задавал вопрос за вопросом мастеру производственного обучения.

- Сюда я отнес документы, наверное, в числе первых. Я очень хотел здесь учиться! Это учебное заведение окончили мои мама и папа. Мама на БрАЗе работала крановщиком, а когда родился я, то потом стала домохозяйкой, папа же до сих пор трудится электролизником. Я учусь на газоэлектросварщика. Мне здесь все нравится. И что самое удивительное, если в школе я учился на троечки, то сейчас сам удивляюсь – одни четверки и пятерки. Наверное, не случайно меня назначили старостой группы.

- Здесь к нам отношение совсем другое — не как к детям, а уже как к взрослым,— вступает в разговор Владислав Гришин, выпускник третьей школы. Почему я хочу работать на БрАЗе? Потому, что знаю – это престижно, да и платят хорошо…

- Я сомневался, стоит ли мне связывать свою жизнь с БрАЗом? Дома даже споры были по этому поводу,— делится выпускник школы № 46 Никита Семенов. – Мама настаивала на продолжении учебы, папа советовал идти в техникум. Он газоэлектросварщиком на промплощадке БрАЗа работает. И я послушал его совет. Ведь настоящий инженер, им я хочу стать в будущем,  должен пройти все ступеньки – от рабочего до руководителя.

- Мой выбор, почему я учусь здесь, а не в соседнем, допустим, колледже, вполне осознанный,— комментирует первые два месяца учебы в БрИМТ Виктор Левин. – Мой отец бригадирствует на БрАЗе. Надеюсь на продолжение семейной династии.

- А для меня техникум лишь первая ступенька. Как ребята я не связываю жизнь с БрАЗом, хотя я там был на экскурсии и там мне все понравилось. Просто с детства я мечтаю о военной карьере,— говорит Сергей Пираков.

Мнения ребят разные.  Но все в один голос утверждали, что на их решение учиться в металлургическом техникуме повлияли встречи в школе, затем в самом техникуме и экскурсии на завод.

Тут с предложением познакомиться с ребятами – выпускниками профлицея, заглянувшими «на огонек» обратилась зам. директора по воспитательной работе Галина Штаркман. Вспомнив  о «рояле в кустах»,  автор было засомневался: не запланирована ли эта «случайная» встреча?

- Нет, мы действительно тут случайно,— заверил  электролизник первого корпуса БрАЗа Максим Еропкин. – Сегодня у нас с Иваном выходной день, и мы решили навестить любимых преподавателей. В первую очередь наше сердечное спасибо нашему мастеру производственного обучения Татьяне Юрьевне Савченко, и конечно же, нашему организатору всех интересных дел в училище, Галине Валентиновне Штаркман. Сейчас мы оба заочно оканчиваем Новосибирский госуниверситет, станем инженерами, но всегда будем помнить свою первую альма-матер.

- Я с Максом познакомился и подружился здесь семь лет назад,— продолжил рассказ друга Иван Хандошкин. – У нас с Еропкиным почти одинаковая биография. Окончили профлицей, оба отслужили в армии,  сегодня работаем электролизниками на БрАЗе. Я можно сказать, в одной бригаде со своим отцом, он – генеральный бригадир 24 корпуса. Лучше, чем он, наставника для меня не существует. Да и на заводе я оказался благодаря его совету. Планирую работать здесь же, даже когда получу диплом вуза, но, надеюсь, уже в другой должности.

Ребята подтвердили простую истину: тебя приметят и по достоинству оценят, если станешь мастером. Они таковыми стали. Станут ими и юные герои этой статьи, ибо они находятся на верном пути, как впрочем, и их наставникина заводе и в учебном заведении, чей альянс вызывает уважение и желание ему лишь подражать.

Оригинал статьи в газете Знамя от 26 октября 2012 года (pdf)

Виктор СТЕПАНОВ.

Яндекс.Метрика